Наша планета - в наших руках А где можно..?

Интервью В.В.Кириллова журналу "Экология производства"

  • 8 ноября 2010

    08.11.2010


    Интервью В.В.Кириллова журналу "Экология производства"


    1 октября 2010 г. Росприроднадзор приступил к исполнению полномочий по разрешительно-надзорной деятельности, переданных от Ростехнадзора. Как организована эта работа в Федеральной службе, редакции журнала рассказал руководитель Росприроднадзора В.В. Кириллов.


    – Владимир Владимирович, постановлением Правительства РФ от 13 сентября 2010 г. № 717 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам полномочий Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору» Росприроднадзор уполномочен исполнять дополнительные функции. О каких функциях идёт речь?


    – До вступления в силу постановления Правительства РФ № 717 в рамках исполнения государственных функций в сфере охраны окружающей среды к компетенции Росприроднадзора относился только государственный экологический контроль, в рамках которого осуществлялись контроль и надзор за охраной атмосферного воздуха, за водными ресурсами, обращением с отходами, а также земельный контроль. Теперь к числу административных процедур в области охраны окружающей среды добавились функции, ранее исполняемые Ростехнадзором. Конкретно – с 1 октября текущего года Росприроднадзор в числе прочего должен: 1. организовывать и проводить государственную экологическую экспертизу федерального уровня; 2. осуществлять контроль и надзор за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий в области государственной экологической экспертизы с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий; 3. выдавать в установленном порядке разрешения на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, на создание объектов размещения отходов, на трансграничное перемещение отходов, на ввоз, вывоз и транзит через территорию Российской Федерации ядовитых веществ; 4. утверждать нормативы образования отходов и лимиты на их размещение; 5. организовывать приём и рассмотрение отчётности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов, представляемой в уведомительном порядке субъектами малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы; 6. вести государственный учёт объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду; 7. вести государственный кадастр отходов; 8. осуществлять лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I–IV классов опасности; 9. организовывать и контролировать подготовку и аттестацию специалистов в области обеспечения экологической безопасности.


    – Как решён сейчас вопрос с администрированием экологических платежей?


    – В соответствии с постановлением Правительства РФ № 717 администрирование экологических платежей теперь также будет осуществлять Росприроднадзор. Приказом Минфина России от 31 августа 2010 г. № 101н внесены изменения в Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утверждённые приказом Минфина России от 30 декабря 2009 г. № 150н. Минюстом России новый приказ признан не нуждающимся в государственной регистрации, и он вступил в силу. В приложении к Указаниям, которое называется «Администраторы доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», глава «Федеральная служба по надзору в сфере природопользования» дополнена новыми кодами бюджетной классификации, предусматривающими: 1. плату за негативное воздействие на окружающую среду; 2. плату, взимаемую при исполнении государственной функции по организации и проведению государственной экологической экспертизы; 3. денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства об экологической экспертизе; 4. денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

    Соответственно из главы «Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору» эти коды исключены. Хочу отметить, что плату за негативное воздействие на окружающую среду и соответствующие отчёты за III квартал текущего года принимает Росприроднадзор.

    В установленные сроки территориальные органы Росприроднадзора осуществят приёмку кассовых доходов и реорганизационной отчётности в части, касающейся передаваемых полномочий администратора доходов.

    При проверке форм расчётов платы и приложений к ним в случае возникновения сомнений в достоверности указанных в них сведений территориальным органом Росприроднадзора может быть выставлено требование о представлении дополнительных документов. По результатам документальной проверки при наличии оснований плательщику будет доначислена сумма недоимки по плате и выставлено требование об её уплате.

    До издания Минприроды России соответствующих нормативных актов по расчётам платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух территориальные органы Росприроднадзора будут временно применять приказы Ростехнадзора от 8 июля 2006 г. № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух», от 5 апреля 2007 г. № 204 «Об утверждении формы расчёта платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчёта платы за негативное воздействие на окружающую среду» и от 12 сентября 2007 г. № 626 «Об утверждении методических рекомендаций по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух». В настоящее время готовится приказ Росприроднадзора «Об утверждении методических рекомендаций по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух», который должен быть подписан в октябре.


    – Владимир Владимирович, расскажите, пожалуйста, об изменениях в структуре центрального аппарата Росприроднадзора.


    – Новая структура центрального аппарата утверждена приказом от 29 сентября 2010 г. № 281. Этим же приказом введено в действие новое штатное расписание. В связи с достаточно большим объёмом добавленных функций в центральном аппарате создано ещё одно, шестое управление – Управление государственной экологической экспертизы и нормирования. В него вошли отделы: государственной экологической экспертизы; экологического нормирования и разрешительной деятельности; регулирования обращения с отходами.

    Вопросы администрирования платежей, подготовки и аттестации специалистов в области обеспечения экологической безопасности будут решаться в Управлении экономики и финансов Росприроднадзора.


    – Разделены ли сегодня полномочия центрального аппарата Росприроднадзора, департаментов Росприроднадзора по федеральным округам и управлений Росприроднадзора по субъектам Российской Федерации?


    Да, в целях обеспечения исполнения возложенных полномочий 29 сентября мной подписан приказ № 283 о полномочиях Росприроднадзора и его территориальных органов, в котором чётко указано, кто какие функции исполняет.

    В связи с важностью вопроса также хочу отметить, что Департаменту Росприроднадзора по Южному федеральному округу поручено незамедлительно обеспечить приём документации для организации и проведения государственной экологической экспертизы в отношении проектной документации объектов, обеспечивающих функционирование спортивных объектов и объектов для развития г. Сочи как горноклиматического курорта.


    – Что бы Вы могли бы сказать о процедуре передачи полномочий от Ростехнадзора?


    – В целях реализации Ростехнадзором и Росприроднадзором постановления Правительства № 717, а также организации работы, связанной с передачей функций администратора доходов и финансирования по реализации данных функций, 29 сентября мной и руководителем Ростехнадзора Н.Г. Кутьиным подписан совместный приказ №975/282 .

    В соответствии с ним руководители территориальных органов Ростехнадзора и Росприроднадзора должны подготовить и утвердить совместные планы мероприятий по приёму и передаче от Ростехнадзора Росприроднадзору информации об исполнении в 2008–2010 гг. государственных функций в сфере охраны окружающей среды, касающихся ограничения негативного воздействия. Заместители руководителей центральных аппаратов Ростехнадзора и Росприроднадзора, координирующие работу по приёму и передаче информации, уже подготовили и утвердили совместный план таких мероприятий.

    В приказе приведены перечни передаваемой информации. Это отчёты об установленных нормативах предельно допустимых и временно согласованных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, о согласованных НДС; базы данных выданных, переоформленных, аннулированных разрешений на выбросы, сбросы; документы об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; реестры лицензий на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов и т.д.

    В целях реализации переданных функций в части администрирования доходов федерального бюджета руководители территориальных органов Ростехнадзора и Росприроднадзора, заместители руководителей центральных аппаратов Ростехнадзора и Росприроднадзора, координирующие работу по приёму и передаче информации, должны обеспечить приём и передачу соответствующих кассовых доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. На официальных сайтах центральных аппаратов и территориальных органов Ростехнадзора и Росприроднадзора размещена информация об изменении полномочий администратора доходов.

    Отмечу, что в ближайшее время все нормативные правовые акты будут приведены в соответствие с законодательством. Пока же при решении всех вопросов следует руководствоваться прежними документами.


    – У многих природопользователей именно сейчас заканчиваются сроки действия разрешительной документации. Могут ли у них возникнуть какие-то проблемы в этот переходный период, когда территориальные органы Ростехнадзора уже завершили исполнение функций, а территориальные органы Роприроднадзора только начинают их исполнение?


    – Сегодня уже все территориальные органы Росприроднадзора начали приём документов. Если где-то природопользователи получают отказы в приёме, пусть обращаются в центральный аппарат. Мы будем оперативно эти вопросы решать.


    – Если природопользователь только что получил разрешительные документы в Ростехнадзоре со сроком, например, до 2014 г., подтвердит ли Росприроднадзор эти документы и не планирует ли выдавать указания о переоформлении документов?


    – Все документы, полученные природопользователями от Ростехнадзора до 1 октября текущего года, будут действительны до истечения установленного срока.


    – И последний вопрос – обсуждается ли сейчас судьба ЦЛАТИ?


    - Этот вопрос уже решается. Распоряжением Правительства РФ от 29 сентября 2010 г. № 1627 «О передаче в ведение Росприроднадзора федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Ростехнадзора » некоторые ЦЛАТИ уже переданы в ведение Росприроднадзора.


    – Владимир Владимирович, большое Вам спасибо за проявленное внимание к журналу, нашим читателям – экологам, для которых все эти вопросы сейчас очень важны. Успехов Вам и работникам Вашей Службы в реализации новых полномочий!


Партнеры